«Высота и важность пастырского служения»

lievv_5

Архимандрит Василий (Лукьянов)

Богослужения и Таинства Православной Церкви, по своему содержанию, также имеют в себе элементы миссионерско–просветительской деятельности. Священнослужитель, совершающий Святые Таинства и богослужения, в тоже время, является проводником миссионерского просвещения.

Первоначально пастырское попечение о людях Господь Бог проявлял Сам. Он наставлял Адама и Еву хранить воздержание по отношению к дереву познания добра и зла. Он дал человеку право назвать всех животных по имени. Он повелел человеку хранить и возделывать рай. А потом, когда люди все больше и больше впадали во всякие грехи, Господь сказал: «не может Дух мой пребывать с таким грешным миром». Он избрал Моисея, который был кротчайший из всех людей на земле, и которому Господь дал мудрость и силу, чтобы он вывел еврейский народ из рабства египетского. Впоследствии Господь, на горе Синай, дал Моисею десять заповедей, в которых было написано, как должны поступать люди по отношению к Самому Богу и по отношению друг ко другу. Но перед тем как вручить эти заповеди Моисею, было повеление Божие о том, чтобы Моисей взошел на гору Синай, где он молился и постился сорок дней, а народу было сказано, чтобы все пришли к подошве горы и остановились перед горой на определенном расстоянии. Затем, когда пришло время явления Бога Моисею, весь народ слышал сильный гром и видел блистание молний, и сильный звук и гору дымящуюся. И, увидев это, весь народ отступил и встал вдали, и сказал Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». И сказал Моисей народу: «Не бойтесь! Бог к вам пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был перед лицом вашим, дабы вы не грешили». И стал весь народ вдали, а Моисей вступил во мрак, и дал ему Бог каменные скрижали, на которых были написаны десять заповедей.

На этом основании произошло установление пастырского служения. Устрашившись величия Божия, народ сам сказал Моисею – Ты говори с Богом, а мы будем слушать тебя и исполнять, что повелит тебе Бог. Затем Сам Господь избрал колено Левиино для совершения перед Ним богослужения и наставления народа в Законе Божьем. «И ты, и сыновья твои с тобою, — сказал Господь первому священнику Аарону, — наблюдайте священство ваше во всем».

В Новом Завете служение священства, по воле Бога Живаго, первоначально выполнил Сам Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Он, по слову святого апостола Пала, является Первосвященником по чину Мельхиседекову. Он стал воплощением любви Бога к человекам. Поэтому и сказано в Писании: «Так Бог возлюбил мир, что послал в мир Сына своего Единородного, чтобы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную». Его Первосвященническое служение состоит в том, что Он на Кресте принес Себя в Жертву за грехи всего мира. Поэтому Он, будучи на Кресте, произнес Свое ходатайство пред Богом Отцом за всех людей, сказав: «Прости им, не знают бо, что делают».

С того времени Единородный Сын Божий ходатайствует за людей, и люди, по своему желанию, обращаясь к Богу, имеют возможность получить прощение за свои грехи, какие бы ни случались в их жизни. Пример тому, и благоразумный разбойник, и Апостол Петр, который первоначально допустил отречение от Господа, и апостол Павел, первоначально был гонителем христиан, но затем который сознавая свою вину неверия в Сына Божия, говорит: «Для того и помиловал меня Бог, чтобы на мне первом показать Свое долготерпение и свое милосердие».

После Своего Воскресения из мертвых, Господь наш Иисус Христос поручил пастырское служение выполнять избранным своим ученикам, святым Апостолам. Они, в свою очередь, передавали это служение Епископам и священникам. Сказано в Писании, что апостол Павел, проповедуя в разных странах, поставлял по всем городам пресвитеров и Епископов. Им были рукоположены епископы Тимофей и Тит.

2. Высота и важность пастырского служения.

Понимая силу благодати Божией, подаваемой священнику при рукоположении, святой Григорий Богослов говорит: «Великое дело приближаться к Богу, Который Един всего светозарнее, всего славнее и превосходит чистотою всякую вещественную и невещественную природу». После рукоположения священник становится совершителем высочайших Таин Божественных и проводником Даров Духа Святаго.

Как пастырь народа Божия, священнослужитель обязан знать, что верующие прихожане всегда находятся в опасности быть похищенными от волков. Ему, как учителю, нужно «невежду просветить, лжемудрствующего навести на путь истины, бесчинно ходящему запретить и расположить к благообразному хождению пред Богом, стремящегося к совершенству утвердить на пути добра и оградить от возможных колебаний».

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что священство есть достоинство великое,  и обязанность священника очень трудная, не для всякого доступная.

Пастырю надо иметь великое благоразумие, чтобы правильно вести своих пасомых по пути ко спасению. При невнимательном отношении пастыря некоторые приходят к ожесточению и предаются отчаянию в своем спасении, а другие предаются беспечности, когда видят, что пастырь не заботится о них. А между тем, священник по своему долгу о любви к Богу, должен любить и пасомых, как самого себя. И не только своих прихожан он обязан опекать и  согревать своею любовью, но и тех, которые по разным причинам утратили связь с церковью, потерялись и заблудились. Нужно их, как учит пророк – погибших духовно, добрым словом оживлять, больных поддерживать, раненых и ослепленных умом утешать и ободрять. Поэтому священник постоянно должен помнить о своей ответственности и высоте своего служения. Священство, по мысли святителя Иоанна Златоуста, намного превосходит всякое служение, которое выполняют люди на земле. А поэтому священник должен быть настолько чист, настолько духовен, насколько душа выше и светлее тела. Он служит на земле, а его священнодействия освящаются и утверждаются Богом, от Которого исходит сила жизни благодатной, и исцеляет и укрепляет души верующих людей. Ни человек, ни ангел, ни архангел, ни другая какая-либо сотворенная сила, но Сам Бог, Духом Своим Святым, установил пастырское служение,  и людей, еще облеченных плотью, сделал представителями ангельского служения.

Служение Божественной Литургии возводит пастыря на еще большую высоту. Здесь он находится в общении с Ангелами и Архангелами и предстоит перед Самим Богом, Который по силе Духа Святого Сам совершает Таинство Тела и Крови Христовой и Сам приносит себя в жертву Богу Отцу. В этот момент благодать Святого Духа сходит на Святые Тайны, а через Них освящаются души верующих, когда они причащаются святых Христовых Таин.

В это же время священнику дано право молить Бога за всю Вселенную, за всю Церковь, за Патриархов, епископов, пресвитеров, диаконов, за монахов и монахинь, за весь притч церковный, за воинов и за всех людей, не только за живых, но и за мертвых, за всякий город и страну. Ему вверено молиться и о том, чтобы была хорошая погода, и были дожди, и хорошие урожаи, чтобы не было землетрясений и междоусобных браней и всяких бедствий, постигающих людей за грехи их.

А если вспомнить страшные прошедшие годы, когда закрывались и разрушались святые храмы и монастыри, когда арестовывали священников и ссылали их в ссылки, то можно себе представить, какой великий урон, какие бедствия и страдания претерпевали наши предки. Брат восставал на брата, дети на родителей. Злоба, ненависть, предательство, обман и клевета были между людьми.

А так было именно потому, что через разрушение церквей и уничтожение священников закрывалось от нас милосердие Божие. Некому было молиться ни за мир, ни о прекращении гнева и ненависти, ни об избавлении от всех тяготеющих над всеми бедствий частных и общественных. Из прошедшего страшного времени ясно видно, что не напрасны церковные богослужения, также как не напрасно, а очень важно, священническое служение. Там, где совершаются богослужения, там присутствует Сам Бог, и через Свое присутствие дает людям свой подлинный мир, свое благословение, и дела людей благонамеренных бывают благоуспешными.

Святитель Иоанн Златоуст, представляя священника, соответствующего своему высокому служению, говорит: «Душа его должна сиять подобно свету, озаряющему Вселенную, а руки, совершающие святую службу Божию и язык, произносящий святые слова должны быть намного чище и святее, чем у самого достойного, праведного и непорочного человека».

Всем присуще сознание того, что пастырь Церкви должен быть чистым и безупречным в своей жизни. Допуская какое-либо невоздержание священник навлекает на себя двойную вину. Первую, в том, что сам грешит, вторую, в том, что соблазняет других. Он как молитвенник перед Богом обязан с благоговением совершать молитвы и богослужения. Вести людей по пути, ведущему к небу и никого не соблазнять.

На то ведь и поставил Господь пастырей, чтобы они были подобны свету, и могли просвещать и учить других, чтобы были закваскою и обращались как ангелы с людьми, как родители с малыми детьми, как духовные с людьми душевными. Пастырю нужно всегда быть терпеливым и кротким. Уповая на милость и помощь Божию, он должен переносить все скорби, воздавая благодарение Богу, Который подает свою помощь и делает победителем всех неприятностей своих добрых пастырей. В том именно и обязанность священника чтобы, несмотря на все козни лукавого, словом и делом возвещать Христа Спасителя, быть Христовым благоуханием,  не самообольщаться успехами своего служения и не падать духом, если бывают огорчения. Возрастить дело Божие, а дело пастыря служить и молиться со страхом и трепетом, предстоя пред Богом.

И никто не будет достоин этого великого Бога и Жертвы Христовой, если он сам, прежде всего не принесет себя самого в живую и святую жертву Богу.

«Не будь нерадив в своем служении. Вникай в себя и занимайся учением постоянно. Питай ум свой и душу твою словами веры и добрым учением, которому последовал. Поступая так, спасешь и сослужащих тебе»,  — говорит святой апостол Павел своему ученику Тимофею. Поэтому пастырь добрый ни в коем случае не должен отказывать человеку в исповеди.

Бывает человек опоздал, или пришел неподготовленным, не мог назвать свои грехи, или говорил о своем горе, а не о грехах. В любом случае, священник должен терпеливо выслушать, сказать ему слова утешения, поддержать и успокоить его, а затем наставить, как нужно каяться и исповедоваться.

Господь говорит: «Грядущего ко Мне не иждену вон», и призывая всех к Себе, говорит: «Придите ко Мне все обремененные грехами, и Я успокою вас». Таким образом, если человек пришел в храм, значит,  Бог призвал его,  и священник должен помочь ему освоиться в Доме Божием. Ни в коем случае не погасить в нем малую искру его веры. Пророк Исаия, пророчествуя о Христе, говорит: «Он трости надломленной не даст сломаться, но выправит ее, и маленькой искре в его душе не даст потухнуть». Так должен поступать и каждый из священников.

К больным людям врачи бывают очень внимательны и не пренебрегают ими, когда видят их раны, гной и зловонные опухоли. Подобно им и пастырь – врач душ человеческих, должен с большим вниманием относиться к людям и исцелять души, пораженные грехами. По мере прегрешений страждущего,  давать должное наставление и объяснение. Ибо человек от чрезмерного нерадения, впадая в великие и смертные грехи, часто даже не сознает того, что он болен. Поэтому нужно по-отечески объяснить и внушить человеку, чтобы он заглянул в свою совесть, проанализировал свой жизненный путь и осознал, что грехи его действительно велики и тяжки, и что из-за них он болеет. Ему нужно предложить честно поисповедоваться и покаяться. Для того ты и священник, посланный Богом, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — чтобы ты одичавших во грехах просвещал словом истины, заблудших вразумлял, падших духом поднимал и приводил их ко спасению.

Нужно никогда не забывать, что каждый священник в свое время был посвящен в сан священства, а поэтому и жизнь его должна быть чистой и безукоризненной. Нельзя допускать, чтобы посвященные жили хуже непосвященных. Мы должны быть светильниками и проводниками благодати Божией, чтобы люди обращались и веровали в Бога, а мы поступаем иногда, как безбожники. «О жалкое мое служение!» — говорит святитель Григорий Богослов, — «если после служения делаюсь черным, если вижу, что неочищенные светлее меня. Если пастырь исповедует Христа Богом, то и делами должен доказывать свое исповедание, а бывает,что некоторыми делами своими, соблазняют многих и тем самым подрывают веру в Бога. Господь требует, чтобы пастыри приносили Ему службу с сокрушенным и чистым сердцем. Необходимо, чтобы священник жил и учил мудрым словом, по которому бы люди возбуждались и обращались к духовной жизни, к доброму и честному поведению.

Жизнь подвержена многим изменениям и испытаниям: болезни, внезапная смерть, землетрясения, крушения, разные стихийные бедствия – все это происходит за наши грехи. Мы стали подобны тому винограднику, который был насажден и окопан, обнесен оградой, защищен башней, но запустел и вместо добрых плодов стал приносить терние и всякое нечестие.

Наша жизнь стала недостойной звания и благовествования Христа Бога нашего и святых Его за нас страданий.

По слову святителя Григория Богослова – и священники, и народ согрешили так глубоко, что все уклонились от пути истины, все стали недостойными пред Богом. «Уклонишася, вкупе непотребны быша. (Несть творяй суд и правду, несть ни единого)». Поэтому мы, священники, первыми должны сокрушаться и плакать о своих грехах, и чем выше наше достоинство, тем больше нужно предаваться скорби и печали, умоляя Бога о прощении. И Он, оскорбленный нашими грехами и разгневанный на нас, непременно помилует нас.  Ведь к гневу принуждаем Его мы, а к милости Он Сам стремится, следуя Своему естеству. Помилуем сами себя, покаянием открыв путь к Его милосердию. Уврачуем грех, чтобы со грехом не погибнуть. Один только Бог без греха, а человеческая природа влечет с собой некоторое зло, ибо тленное тело отягощает душу, и земные заботы подавляют святые чувства. Но если мы, по человеческому естеству и согрешили  горьким вкушением греха, то принесем чистосердечное покаяние, чтобы Господь не лишил нас Своей милости и не оставил нас для будущего вечного наказания.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Добавить комментарий

Powered by WordPress | Download Free WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Premium Free WordPress Themes and Free Premium WordPress Themes