О святых мощах

110505m

Иерей Анастасий Акинин

Слово «мощи» в буквальном переводе на русский язык означает «останки». В этом смысле оно употребляется в церковно-славянском языке, когда мы встречаем, например в чине погребения, следующие выражения: «пришед в дом, в немже мощи усопшаго лежат», или «вземше мощи усопшаго, отходим в храм», и «полагают мощи во гроб» и т.п.

Но Православная Церковь издавна употребляла это слово не только в значении просто останков человеческого тела, а в смысле останков тел святых угодников Божиих, от которых совершаются чудеса исцелений. В применении к останкам святых слово «мощи» может означать мощь и силу, которая действует в них.

Верование в то, что останки святых имеют некую чудодейственную силу, идёт с самых первых времён существования христианской Церкви. Святитель Василий Великий, изъясняя слова псалмопевца Давида «честна пред Господем смерть преподобных Его», говорит: «когда кто умирал в иудействе, — мертвец считался нечистым; когда же умирают во Христе и за Христа, — мощи святых Его – честны. Прежде сказано было священникам и назореям, чтобы не прикасались к мёртвым телам, да не осквернятся; ныне же прикасающийся к костям мучеников – приобщается святыне». Святитель Кирилл Иерусалимский в 18-м огласительном слове пишет так: «Не души только святых достойны почитания, но и в мёртвых телах их есть некая сила и могущество: мертво было во гробе тело Елисеево, но прикоснувшийся к нему мертвец ожил». О чудесах, бывших от святых мощей, находим бесчисленные свидетельства у отцов и учителей Церкви.

Что же представляют собою мощи святых? Представляют ли они непременно целые нетленные тела или же только некоторые останки тела? Веруя в грядущее воскресение мёртвых, которое произойдёт уже в новом, духовном теле, Православная Церковь особо отмечает те случаи, когда целые тела святых угодников Божиих сохраняются нетленными. Например, древний церковный историк Созомен о мощах пророка Захарии говорит: «Несмотря на то, что пря пророк долго лежал под землёй, он был найден не повреждённым: волосы были бриты, нос прямой, борода недлинная, глаза немного впалые и закрытые ресницами». В Росси мощи митрополита Ионы обретены были в 1472 году (спустя 11 лет после его кончины последовавшей в 1461 году) в виде иссохшего тела прилипшего к костям: «Мощи его обрели вси цела и неразрушимы, прильпе бо плоть кости его и не двигнушася состави его».

Однако самый факт нетления целого человеческого тела не является основным при решении вопроса о признании останков святыми мощами. Мы знаем, что может сохраниться от тления и тело обычного человека и что от тел многих истинно святых подвижников остались лишь небольшие частицы. Поэтому вопрос о святых мощах всегда разрешался исходя из общецерковного учения о почитании святых, как заступников перед Богом.

Когда Церковь была сразу убеждена в святости отошедшего в вечную жизнь какого-либо христианина, например, как это было с мучениками, погибшими во времена гонений за исповедание веры Христовой, тогда их останки  сразу же бережно собирались,  хранились и почитались как великая святыня. История Русской Церкви также свидетельствует о том, сто святыми мощами именовались и благоговейно почитались всякие останки святых, сохранившиеся хотя бы даже в виде одних костей. Таким образом, как в древней христианской, так и в Русской Православной Церкви словом «мощи» обозначали в одинаковой степени как целиком сохранившиеся тела святых, так и их отдельные части.

Когда же речь шла об останках людей, умерших после долгой и благочестивой жизни, когда ещё не было налицо явных и несомненных признаков, позволяющих без всякого колебания считать их святыми, как, например, многих наших русских подвижников-аскетов, то здесь критерием являлся дар чудотворения от останков, которым Господь неоднократно являл миру святость Своих угодников. Таким образом, здесь происходит нечто обратное: не останки почитаются по несомненной праведности, а сама праведность устанавливается по дару чудотворения от этих останков. Святость угодника устанавливается по чудесам, совершающимся по молитве у святых мощей. Церковь считает, что этим Господь Сам прославляет Своих святых. «Единственным общим основанием для причтения усопших подвижников к лику святых, — говорит профессор Голубинский, — служило в нашей Церкви прославление подвижников даром чудотворений, или ещё при жизни, примеры чего известны, или, как это было по большей части, по смерти, причём чудотворения наибольшею частью совершались у гробов, или от их мощей». Дар чудотворений – вот тот перст, которым с самых первых времён и до наших дней Господь указывает нам наших наставников и руководителей к спасению и вместе наших ходатаев и заступников перед Его престолом, вот то Божественное слово, которым Он нарекает их для нашего молитвенного к ним обращения.

Почитание святых мощей в Православной Церкви имеет ещё литургическое значение. С земной Церковью в общении веры и любви находится Церковь небесная. Это общение Церкви земной и небесной особое выражение находит в молитве, венец которой составляет Евхаристия. Учитель древней Церкви Ориген говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно, состоящие из людей, другое – из небожителей». Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя христианская Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причём их гробы служили престолом для совершения таинства. Здесь, у останков мученика, особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. К концу VII века обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников сделался общецерковным. В настоящие время каждый православный храм имеет частицу мощей святого мученика. Частица эта вшивается в Антиминс, без которого невозможно совершение Божественной литургии. Таким образом, мощи служат залогом присутствия святых при богослужении, их участие в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Добавить комментарий

Powered by WordPress | Download Free WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Premium Free WordPress Themes and Free Premium WordPress Themes