Протоиерей Всеволод Чаплин: надо называть добро добром, а зло — злом

DETAIL_PICTURE__15674670

Подготовила Людмила Мельник

Конец прошлого года ознаменовался крупнейшим для нашего края общественно-политическим событием: в Ставрополе состоялся II Ставропольский форум Всемирного Русского народного собора, привлекший к себе широкое внимание общественности. В качестве главной участники форума обсуждали тему, которая сегодня стоит особенно остро — нравственность. Как стираются границы между добром и злом, почему мы сегодня вынуждены говорить о кризисе нравственности и как преодолеть этот кризис мы спросили у председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.

— Отец Всеволод, в последние годы многие отмечают кризис нравственности. Как Вам кажется, с чем связана эта тенденция, почему мы сегодня вынуждены поднимать эту тему и как преодолеть этот кризис?

Была попытка поменять у народа систему ценностей. Она осуществлялась через разные действия: использование больших денег для политических манипуляций, провокации, направленные на ниспровержение, растаптывание, осмеяние символов ценностей, которые священны для нашего народа, без которых он не может жить и без которых он кажется разделенным и порабощенным. В этих условиях надо называть добро добром, а зло злом. А эти провокации, эти попытки изменить волю народа без его стремления к этому, должны быть осуждены и развенчаны.

Конечно, говорить о том, что делают наши недруги нужно, но самое главное в том, чтобы нам сегодня ясно декларировать приверженность к нравственным ценностям святого Православия, к нравственным ценностям других традиционных религий, которые составляют неотъемлемую часть духовного наследия России. Говорить о примерах нравственной, осмысленной, подвижнической жизни, которых у нас в стране на самом деле очень и очень много. В стране много прекрасных людей, и когда вместо них нам показывают скандальных звезд и еще каких-то героев светской хроники, то это неправильно. Люди должны видеть те примеры достойной жизни, которые есть в народе, и идти за этими примерами.

— Традиционно на Всемирном Русском народном соборе обсуждают роль русского народа в современном обществе. Как неоднократно отмечалось на форуме, на Кавказе присутствие русского народа стало одним из важнейших факторов его стабильности. Отец Всеволод, русских называют государствообразующим народом. Что это значит для самих русских и какие задачи на них накладывает?

— Я думаю, что очень правильно подчеркивать государствообразующую роль русского народа, которая предполагает ответственность за все, что происходит в государстве, за будущее страны. Роль русского народа – это не просто роль в прошлом. Это роль в настоящем и будущем. Поэтому очень важно, чтобы русский народ через разные механизмы своего общественного развития, своей общественной мысли, в том числе и через Всемирный Русский Народный собор, получал бы возможность формулирования собственных ответов на вызовы времени и устанавливать правила, касающиеся того, как жить нашему обществу, как должно развиваться его правовое, нравственное, политическое и экономическое устройство – вот об этом надо стараться прямо говорить, не бояться быть самими собой и вырабатывать, начертывать свой путь в будущее.

Отец Всеволод прибыл на форум сразу с епархиального собрания г. Москвы, который провел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступая с докладом на втором пленарном заседании Ставропольского форума Всемирного русского народного собора, отец Всеволод отметил, что Святейший Патриарх на собрании немало говорил об общественно значимом призвании православных христиан. Много было сказано и о двух темах, ставших главными в форуме — ответственность и нравственность.

Приводим Вашему вниманию доклад отца Всеволода Чаплина на II Ставропольском форуме Всемирного Русского Народного Собора.

 «Активность православных клириков и мирян в общественной сфере является органичным проявлением нашей веры: из молитв, таинств, из Богообщения должны следовать не пассивность и уход от трудностей времени в своего рода духовную эмиграцию, но деятельное служение благу ближних и принятие на себя ответственности за церковь, за состояние человеческих сердец и умов, за общество в целом. <…>

Церковь свидетельствует о неизменности основанного на Божьей правде нравственного чувства, об установленной Творцом порядке, восставать против которого значит восставать против самой человеческой природы, навлекая на себя неизбежные беды. В этом отношении церковь согласна со всеми традиционными религиями России, со всеми нравственными людьми. <…> Нравственный и ответственный человек должен созидать нравственное и ответственное общество. Устрояя его на основах вечной Божьей правды, на основах вечных нравственных ценностей.  И нам не нужно этого бояться, господа. Нам не нужно бояться того, что несмотря на любые решения и выводы, сделанные тем или иным человеческим сообществом, мы продолжаем утверждать, что общество должно быть основано на законах, данных Богом.

<…> Разнообразие неповторимых, неистребимых особенностей каждого народа – это не проблема, это богатство. Не нужно пытаться это разнообразие устранить и обозвать его проблемой. Необходимо строить всю политику на основании понимания, что у каждого народа есть свои неистребимые особенности, не обречённые на, якобы, отмирание и уничтожение,  но которые нужно всячески развивать и делать легитимным фактором общественных процессов. Нам иногда пытаются сказать, что этнические сообщества должны уйти в прошлое, уступив место политической нации. Я убеждён в том, что политическая идентичность убивает, идентичность народа – животворит. Поэтому никакую новую мертвящую идентичность, я надеюсь, не удастся привить нашим народам, чтобы она заменила настоящую идентичность народа, подменив его корни. И это касается любого народа.

Мы живём в мире, в котором пытаются объявить нормальным разделение, конкуренцию, противостояние, напряжённость между всеми и всеми. Но наш идеал другой, наш идеал это единство. Об этом было  очень ясно сказано Святейшим Патриархом Кириллом во время XVII Всемирного Русского Народного Собора. Нам нужно единство. Единство русского народа, единство русских людей.

На фоне того что периодически возникают попытки оправдания регионального сепаратизма <…>  возникает опасность увлечения разными религиозными новшествами<…>. Есть такая угроза как попытка социального и политического разделения русского народа и других народов страны. В условиях этих опасностей, этих вызовов, нам нужно ясно сказать: у нас должна быть единая народная воля, должно быть единство нашего гражданского действия. И кто угодно может говорить, что выступает против единой воли русского народа и единой воли иных народов. Если нас большинство, если мы чувствуем себя на правильном пути,  нам нужно вопреки протестам этих групп утверждать тот общественный  порядок, который соответствует интуициям  русского народа, и не бояться никаких интриг и угроз. А если они возникают – отвечать на них так, чтобы всем было понятно: мы сами будем решать свою судьбу, что бы ни было написано в  тех или иных решениях, выработанных не в России, или не только в России, что бы не было определено раньше или позже нашей элитой, так называемой, я имею в виду.

Нам нужно единство русского народа и всех народов страны. Здесь присутствуют представители всех народов Северного Кавказа, армянского народа, ряда других народов. Русский народ никому не враг – он всегда старался жертвенно отдавать себя ради взаимообщения и сотрудничества разных народов – эти народы, как правило, признавали эту жертвенную самоотдачу как фактор, позитивно влиявший на их историю. Сегодня нам нужно сделать всё для того, чтобы каждый народ в России себя чувствовал достойно, чувствовал себя комфортно, и поэтому единство русского народа и всех народов России – это для нас, как я считаю, неизбежная задача.

Нам нужно единство народа и власти. Иногда пытаются сказать, что народ и власть — это всегда разнонаправленные силы, и между ними всегда должен быть некий конфликт. Но мы, русские люди, имеем право на то, чтобы власть в стране была нашей властью. Чтобы её деятельность, её идеи были созвучны тому, чего ждёт от настоящего и будущего наш народ. И это всё в большей степени становится так. <…> Всемирный Русский Народный Собор открыт ко взаимодействию со всеми органами власти, и это взаимодействие у нас сегодня получается. Те слова, которые мы говорили 10 лет назад, и которые часто вызывали отрицательную реакцию в разных властных коридорах, сегодня говорит государственная власть, и это очень радует. Нам нужно единство поколений и единство истории – сегодня много было сказано о разных оценках советского периода, в этот период, как и во многие другие периоды истории России, совершались преступления и неправильные действия, но в этот период, как и в другие периоды истории России, совершались потрясающие по силе примеры деяний, совершались добрые дела, страна получила особое место в мире, и нам не нужно этого стыдиться. То, что в советский период был совершён потрясающий прорыв в целом ряде сфер жизни страны, то, что в советский период мы отвоевали в частности право быть самостоятельным источником воззрения, которое касается будущего мира, это очень важное достижение, и сегодня нам нужно ещё раз прямо сказать – наша история периода до Романовых, история периода Романовых, советская история и нынешняя история – это единая наша история, в которой разные века соединяются,  и сегодня разные поколения должны быть вместе при всей разнице в оценках истории, которые у нас есть.

Нам нужно единство культуры. Могут иметь место разные культурные явления, могут иметь место разные культурные стили, разные проявления творческого поиска человека, но очень важно, чтобы признание государством того или иного культурного явления твёрдо проверялось бы признанием народа <…>.

Наконец, нам нужно единство ценностей. Всемирный Русский Народный Собор, как уже было сказано, принял документ «Базовые ценности – основа национальной идентичности». Этот документ был обсуждён с разными общественными слоями, в нём сказано о тех ценностях, которые совпадают с ценностями иных цивилизаций, и тех, которые отличаются от ряда ценностей, принятых в ряде других стран. Нам нужно не бояться того, что мы другие, и не бояться утверждать, в том числе всей мощью государства, всей мощью закона, те ценности, которые выработаны в русле нашей культуры. Мы имеем право быть самими собой. Как русский народ, как многонациональная общность разных народов России, как цивилизация, которая только сама должна вырабатывать собственные законы, принципы, на которых основывается право, свои принципы общественного устройства, свои нравственные правила, свои базовые ценности. Мы должны вырабатывать всё это только сами. И заимствовать лишь то, что пройдёт проверку временем, веками, на площадке нашей цивилизации. Оставаясь собой и оставаясь верными Божьей правде. Как я убеждён, мы будем по-настоящему жить достойной жизнью, будем чувствовать себя идущими собственным путём, а не тем путём, который нам кем-то навязан.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Добавить комментарий

Powered by WordPress | Download Free WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Premium Free WordPress Themes and Free Premium WordPress Themes