Семья как школа духовно-нравственного воспитания

_MG_7739

Мария Луцкая

Сегодня в российском обществе очень остро стоит вопрос о необходимости возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей, имеющих в своей основе тысячелетнюю православную культуру. Семья является основной составляющей общественного организма и от ее здоровья зависит здоровье всего общества. Признание духовной компоненты как фундаментальной дает возможность построить крепкое семейное здание. Но, к сожалению, в настоящее время практически утрачено понимание института семьи, свойственное русскому менталитету.

Русские люди всегда были и остаются христоцентричными и стремятся во всем руководствоваться своим духовно-нравственным идеалом, не представляя семью без него. Ранее, для всего народа церковная жизнь не была оторвана от культурной и бытовой части жизни людей, но одухотворяла ее изнутри, проникала и наполняла смыслом всего существования человека. Так и семья представлялась не как простое совместное жительство людей с определенными функциональными свойствами, а как малая Церковь, представляющая собой союз двух людей, уже не отдельных индивидов, но одного человека. Двое становились одним и по духу и по плоти.

А кто же тогда главный в такой семье, где два человека приравниваются к единому? А Главный там Бог, который лучше знает как правильно вести себя каждому члену единого организма – семьи по отношению к другому члену и касательно собственных обязанностей в ней. Священное Писание, Евангелие, святоотеческие наставления, псалтирь – были и есть главные книги-руководители для такой семьи. Церковь с ее таинствами – главная школа благочестия и врачебница духовная. Совместное стремление мужа и жены к Богу, их духовное единомыслие в этом способствует гармоничности отношений и одиночество не тревожит человека. А также: наполненность жизни, четкое понимание своего места в ней и своего предназначения, глубокая осмысленность существования, непрестанный труд как физический так и труд над собой в борьбе со своими страстями создают все условия для того, чтобы человек не чувствовал собственной ненужности даже находясь в кругу своих родных людей.

Как же сейчас представляется семья? Кто-то во главу семьи ставит ребенка, кто-то мужа, кто-то жену или представляется она равноправной, но часто происходит так, что, лишив себя Христа как истинного Главы, лишают себя и руководства правильного домостроительства. Без правил дорожного движения легко попасть в аварию, ну, а, тем более, когда речь идет о браке. Кроме того, порой плохо разбираясь в человеке, молодые люди легко бросаются в авантюру под названием «я люблю»… . А что люблю? Кого люблю? Почему люблю? И что это вообще за человек-то объект любви? – не хотят разобраться и посмотреть, а сразу сближаются до интимных отношений и дела выдают для себя за истинные чувства и любовь. Но проходит время и часто так случается, что такая любовь быстро исчезает, и люди начинают видеть, насколько они одиноки, хотя и вместе. Разные взгляды, разные интересы, эгоцентризм кого-нибудь одного, а чаще обоих супругов приводит к невыносимости совместной жизни, изменам, скандалам и опять же к горькому одиночеству, хотя, казалось бы, находятся в окружении близких людей, и от которых ожидалась ими этакая жизненная отрада.

Вся трагедия в том, что девушки и юноши, таким образом, строя свою жизнь, теряют способность научить своих собственных детей правильно понимать устройство мира и как в нем жить, чтобы не знать им страданий. Тем самым обрекают и их быть заложниками собственных страстных представлений о бытии. Дети, в свою очередь, подрастая, задаются вопросами: зачем я живу? В чем смысл этой жизни? А куда я пойду, когда умру? Но, не находя вразумительного ответа в своей семье, опять сталкиваются с той же проблемой внутреннего одиночества и, вместе с тем, разрыв между поколениями становится еще глубже.

Часто случается так, что именно психологически защищаясь от бессмысленного бытия, дети становятся злыми и циничными. Немного времени спустя, сами горе — родители начинают вкушать горький плод своего воспитания без Христа. Собственные дети обращаются против своих отцов, матерей. Полное не понимание, отсутствие элементарного уважения, не говоря уже о почтении, обрушивается на родительские головы. Очень часты случаи, когда престарелый родитель и вовсе не нужен повзрослевшим сыновьям-дочерям и снова — одиночество. Всю жизнь, пытаясь заглушить это чувство, человек вновь с ним сталкивается через отвержение собственных детей…

Поэтому так важно, так необходимо подрастающему поколению как будущим родителям руководствоваться духовно-нравственным идеалом православной традиции, стремиться к уподоблению Христу в своей жизни практически, а не только на словах. Без труда не бывает настоящей радости, а она дается семье в жизни во Христе. В Православии можно почерпнуть то, что нигде не найдешь: теоретическое и практическое руководство к правильной (праведной) жизни и в семье, и в обществе, и с самим собой, осознать ее смысл. Все это дает возможность человеку не страдать и не быть одиноким, то есть обрести полноту гармонии как с самим собой, так и с окружающими людьми.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Добавить комментарий

Powered by WordPress | Download Free WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Premium Free WordPress Themes and Free Premium WordPress Themes