О прощении обид

images

Игумен Алексей (СМИРНОВ)

Обида – это свидетельство духовной слабости. Основная причина обиды – несоответствие наших ожиданий от кого-то и действий, которые этот кто-то совершает. То есть истинная причина обиды кроется в нас самих. Почему-то мы решили, что другой человек должен думать и поступать так же, как и мы. А он поступает иначе или так же, как поступаем с ним мы, но нас почему-то это обижает. Почему мы мимоходом можем не задумываясь обидеть любого, а вот сами не терпим такого?

Это очень сложные вопросы, но если мы начали над ними задумываться, значит, уже на полпути к прощению. А ведь каждая забытая нами обида и каждый прощенный человек – это маленький кусочек счастья и свободы нашего сердца от зла, которое разъедает его, превращая в камень. Этому нас учит Священное Писание Нового Завета, которое ставит перед нами определенные задачи к преодолению обиды. «…Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Во время беседы Господа с учениками о том, как надо поступать, когда согрешит перед нами в чем-либо брат наш, святой апостол Петр, слушая слово о прощении обид, спросил Господа: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 21-22). Более ярко пример прощения раскрывается Спасителем в притче о должнике, которая оканчивается очень ярким и прямым выражением, повелевающим прощать своих обидчиков: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 35).

Но как нужно поступать в том случае, если сам причиняешь обиду другому? Нужно ли просить прощения лично у обиженного тобой? И здесь Священное Писание прямо говорит нам об этом: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5, 23-25). В этом отрывке подчеркивается личное примирение с другим человеком. Поэтому каждый христианин, который просит Бога о прощении своих грехов, должен просить прощения лично. Если это не представляется возможным в данный момент, то такое исцеление нашей гордости и самомнения откладывается до того момента, когда мы сможем увидеть обиженного нами. И Бог дает нам как бы отсрочку в нашем исправлении. Но это нужно сделать обязательно.

В заключение хочется привести слова преподобного Серафима Саровского, который очень точно отметил причины, корни и средства исцеления от обид: «Если зло думаешь о людях, то, значит, злой дух живет в тебе и это он внушает злые мысли на людей. Зло – от себя. Слепнем от зла, виним виновных и правых, только не себя. В смиренном сердце нет места злобе, а раз она гнездится, значит, больна душа – чем-то отогнали ангела-хранителя, сорвали с себя покров милости Божией, открыли двери врагу… Забываем, что Бог всех нас любит и велит нам друг друга любить. Гордость делает то, что мы удаляемся от Божией помощи, надеемся на себя и превозносимся пред людьми. Две вещи врачуют нас от гордости, и не пользующемуся ими дано будет третье, гораздо горчайшее. Гордость истребляет молитва со слезами о том, чтобы никого не уничижать, и невольные злоключения. Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец же ея – любовь ко Христу».

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Добавить комментарий

Powered by WordPress | Download Free WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Premium Free WordPress Themes and Free Premium WordPress Themes