Малая Пасха

57

Александр СЕРЕБРЯКОВ
Воскресенье – день недели, наиболее любимый всеми, и православными христианами, и людьми, далекими от веры и Церкви. Поэтому и проводить его можно по-разному: лежа на диване возле телевизора (или, в лучшем случае, за умной книгой) либо посвятив это время заслуженного отдыха воскресной службе, литургии. При этом, естественно, никто не отнимает общения с близкими, родными людьми. В дореволюционное время у православных было в обычае всей семьей отстоять воскресную службу, исповедаться и причаститься (великолепно описывает, например, уклад православной царской России Иван Шмелев). После десятилетий богоборческой власти эта благочестивая традиция посещать храм всем семейством (малой церковью) почти утрачена. Как же мало осталось таких семей… Но литургическая жизнь Церкви продолжается, и воскресенье – неотъемлемая ее часть, а литургия – венец этого особого для христиан дня. О воскресном, святом для православных христиан дне нам рассказал протоиерей Олег Каграманян.

Cказать, что Господь наш Иисус Христос в этот день воскрес и поэтому мы его чтим и собираемся в храме, – это практически ничего не сказать. Для понимания сути вопроса нужно обратиться к Ветхому Завету, Пятикнижию пророка Моисея. В Бытии описывается сотворение Богом мира. Длилось оно шесть дней и завершилось сотворением человека по Образу и Подобию Божиему. На седьмой день (термин «день» символичен) Господь почил от дел Своих.

Отцы Церкви говорят, что, будучи Духом Святым и созидательным, Бог не нуждается в покое. Как же тогда Он почил? – В седьмой день Господь созерцал все великолепие сотворенного Им мира.
Впоследствии Бог на горе Синай дает пророку Моисею Закон. В нем заповедано, чтобы человек шесть дней делал все свои дела, а седьмой день (субботу, день покоя) посвятил Господу Богу своему.
Нарушение субботы, в ветхозаветное время завершающей неделю, строго, иногда вплоть до смертной казни, каралось. Само слово «суббота» переводится с еврейского языка как «покой».

Уже в новозаветное время Иисус Христос повелел ученикам приготовить Сионскую горницу, дабы встретить с ними Пасху. Именно тогда Господь впервые совершил Евхаристию, причастил Своих учеников. И слова Христа: «сие творите в Мое воспоминание» они услышали и восприняли как Его заповедь.

И вот подошли скорбные дни бичевания, биения, оскорбления, оплевания, и наконец, Распятия. Многие, увидев Распятого Христа, отчаялись, засомневались в Его грядущем Воскресении. Но Он воскрес… На всех дотоле скорбевших христиан снизошло великое утешение, величайшая радость. А воскрес Христос в первый день недели. Спустя неделю Господь является ученикам – в тот же день (Антипасха). Схождение благодати Духа Святого на апостолов в виде огненных языков также произошло в первый день недели – нынешнее воскресенье. Впоследствии апостолы в организованных ими христианских общинах – церквях – также преломляли хлеб в день Воскресения Христова.

Своим Воскресением Бог нам показал, что воскресный день нужно свято чтить. Поэтому мы, как восприемники апостольских правил служения, стали так же свято относиться к воскресенью. И собираемся мы в храмах, этих островках Небесного Царствия на земле, чтобы помолиться Богу, предаться Ему мыслью, выслушать Священное Писание, изречения святых Отцов, проповедь священника… Одним словом, забыть мирскую суету, обратиться умом и душой к горнему…

Все описанное – лишь малая толика тех чувств, которые испытывает православный христианин. И не только в воскресный день (при всей его святости жизнь Церкви не ограничивается им одним) – она непрерывна, охватывает собою все время в его бесконечности.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментарии закрыты, но вы можете сделать trackback с вашего сайта.

Комментарии закрыты.

Powered by WordPress | Download Free WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Premium Free WordPress Themes and Free Premium WordPress Themes