Лекарство от обиды

4qire_nbzvM

Елена ДЕНИСЕНКО
«Как она могла? Как он посмел?» – восклицаем мы в сердцах в ответ на обиду, нанесенную близким человеком. И порой несем эту жгучую боль годами. – Валентина Николаевна Муравьева, ректор Ставропольской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, которая не раз сталкивалась с негативными ситуациями и в личной жизни, и в профессиональной сфере, поможет нам разобраться в сложном вопросе: как нужно правильно реагировать на обиду?

Между «как нужно» и нашим реальным отношением к душевной боли, причиняемой обидчиком, к сожалению, целая пропасть. Каждый из нас реагирует на обиду в зависимости от черт характера, воспитания: одни вроде бы ни с чего руками принимаются размахивать, кричат, другие тихо плачут – так генетически заложено в нас при рождении. Обида – разрушающий фактор, аналогичный патологическому фактору в любом заболевании, обида во сто крат сильнее любого вируса разъедает душу, губит здоровье. Лекарство одно – простить своего обидчика, тогда сразу станет легче. Но сделать этой только силой воли не получится – чтобы простить человека по-настоящему, его нужно любить.

Шаг навстречу

– В раннем детстве жили мы в бараках села Изобильного. Комнатушка была маленькая, и мама за что-то наказала меня – поставила в угол за шкаф. Бабушка очень переживала и все просила: «Внучечка, скажи маме: «Прости, больше так не буду!»». Мне тогда всего лет шесть было, думаю: «Сейчас мама мимо пойдет, скажу ей «прости»». Но она который раз проходит, а я слова вымолвить не могу. Уже вечер, стемнело, мне там страшно стоять, бабушка уговаривает попросить прощения, мама сама уже переживать начала, а я не могу выдавить из себя эти простые слова… Что это было? Гордыня? И сейчас мне порой трудно просить прощения, хотя сама переживаю больше обиженного человека. Что это? И чем больше времени проходит со дня обиды, тем тяжелее сделать шаг навстречу. В этот момент важно разобраться: почему человек так поступил по отношению к тебе? Если в силу какого-то спонтанного гнева или вообще не подумал, что меня может обидеть, – это один разговор. В жизни ведь бывает такое: то, что обидно для одного, совершенно нормально для другого. А иногда обижают из желания помочь… И вот если ты поймешь, что в основе «злого» поступка лежало не желание обидеть, унизить, а стремление помочь, то прощать легче. Я сама такая: иногда кого-то отругаю, потом ночью не сплю, ворочаюсь: зачем я это сделала? А прийти наутро и сказать: простите – внутренне непросто. Хорошо, что у нас, православных, есть повод избавиться от застарелых обид – день, который называется Прощеное воскресенье. Но, опять же, и в этот великий день важно не увлекаться формалистикой: «прости», и все, а нужно глубоко задуматься о смысле твоего прощения. Вопрос этот не просто сложный в нравственном плане, но и опасный в социальном отношении: из маленькой обиды иногда вырастает такой клубок, что не раскрутишь, и тогда распадаются семьи, родные люди навек становятся врагами. Есть мнение, что обида – это несоответствие нашим ожиданиям: мы считаем, что другой человек должен думать и поступать так, как мы…

Не хочешь мужу снимать сапоги – замуж не выходи

– Многое человеку дает воспитание. Я из казачьего рода, и хорошо, что перед нами стоял замечательный пример семейной жизни родителей. Бабушка моя, Пелагеея Никитична Шелухина, когда я собралась замуж, сказала: «Внучка, если не хочешь снимать мужу сапоги, замуж не выходи!» Мне стало смешно: я, студентка первого курса мединститута, современная девушка, – и вдруг какие-то сапоги! Но она сказала: «Ты сядь, поговорим! Есть такой казачий обычай – когда муж приходит домой, жена помогает ему снять сапоги и ставит таз с водой, чтобы ноги помыл. Обычай пришел из глубины веков и несет иносказательный смысл: жена всегда должна помнить, что муж – хозяин в доме, главный». Как ни странно, бабушкин завет очень мне помог: были времена, когда мужу приходилось тяжело работать, операции длились по 10-11 часов (разрабатывал новую методику оперативного лечения, а современной аппаратуры еще не было). Когда возвращался домой, задавала ему только три вопроса: есть? спать? или душ? Обычно говорил одно только слово: «Спать!». Укладывала его, благо работала тогда ассистентом и было время заботиться о нем. Трудная была жизнь, оба из простых семей, сложно поднимались. Из-за материальных проблем приходилось работать на двух-трех работах. С мужем Александром Васильевичем, доктором наук, профессором, заведующим отделением, в браке уже 40 лет. Все было – и ссорились, и мирились, но любовь и глубокая привязанность позволяли сглаживать неизбежные противоречия союза двух людей. Правда, не было у нас глобальных потрясений – предательства или измены, когда нужно было бы стоять перед выбором: прощать или не прощать. К тому же прощение – это двустороннее движение: надо больше разговаривать друг с другом, делиться своими переживаниями, тогда меньше обид и недоразумений возникает.

О «деонтологии» и «истории медицины»

– В программе обучения в медицинской академии есть наука под названием «деонтология», она рассказывает об общении между врачом и врачом, врачом и медсестрой, врачом и больным и т.д. Эта наука предписывает гуманное отношение к любому человеку и основывается на российской медицинской школе воспитания высокого духа и приверженности своей профессии – от клятвы Гиппократа до клятвы российского врача («не навреди» и «в какой дом я ни войду, независимо от вероисповедания, цвета кожи и расы, я окажу человеку помощь»). Есть предмет «история медицины», где мы стараемся нравственность и самопожертвование врачей показать на конкретных исторических примерах. Можно долго перечислять людей, отдавших свои жизни во имя медицинской науки, а значит, человечества, – это Павлов, Пирогов и многие-многие другие. На занятиях рассказываем историю жизни подвижников с целью сформировать у студентов чувство ответственности и долга перед пациентом, одновременно нацеливаем их на качественное обучение, посредством которого можно будет помогать всем людям – и жертвам, и преступникам. Сейчас создаем музей, во дворе медакадемии на собственные средства уже открыли памятник расстрелянным во время войны преподавателям нашего вуза с их семьями. В День освобождения Ставрополя на митинге у памятника выступают очевидцы тех страшных событий, рассказывающие жизненные истории той поры, которые запоминаются гораздо лучше, чем плакатные события.

Чтобы несчастных стало меньше

– Мне приходилось общаться с бомжами, среди которых помимо алкоголиков, наркоманов и больных бродяжничеством встречаются и люди высоконравственные, именно они в силу своей доверчивости и порядочности оказались без крыши над головой. Говоря о прощении в социальном понимании, общество должно попробовать помочь этому контингенту бездомных. Ведь безнравственность – это та же болезнь, которую на ранних стадиях можно успешно лечить. И зачем взывать к обществу как к безликой массе, каждый из нас, видя, что рядом человек нуждается в помощи, должен сделать все возможное, чтобы простить его и помочь вырваться из неблагоприятных обстоятельств…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментарии закрыты, но вы можете сделать trackback с вашего сайта.

Комментарии закрыты.

Powered by WordPress | Download Free WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Premium Free WordPress Themes and Free Premium WordPress Themes