Старинный сельский храм

Донская балка

Профессор Иван ИВАННИКОВ,
доктор юридических наук, доктор политических наук

Жители села Донская Балка Петровского района по праву гордятся величественным храмом во имя Казанской иконы Божией Матери. Однако сегодня мало кто знает, как и чьими силами он был построен.

Согласно архивным документам Ставропольского края, храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе стоял с 1806 года. Но почти сразу же после открытия деревянную церковь охватил пожар, сгорело всё, удалось лишь спасти кое-какую утварь. Но жители, всегда мечтавшие о большом красивом храме, вскоре начали строить другую церковь.

В Государственном архиве Ставропольского края есть дело под названием «Предписание Кавказского гражданского губернатора о запрещении самовольного сбора денег с жителей села Донская Балка на устройство церковного прихода», которое было начато 1 августа 1846 года и закончено 14 февраля 1847 года. Как губернатор узнал об этом факте из дела неясно. В село выезжал чиновник по особым поручениям Соловьёв, который «…донёс, что в настоящее время в селении Донская Балка никакого сбора не производиться, а был таковой в июне месяце 1846 года поголовно, смотря по состоянию каждого…»

Судя по материалам дела селяне «…избрали в церковные попечители весьма зажиточного крестьянина села Петра Хмырова, который с общего одобрения жителей нанял для произведения всех таковых работ особого подрядчика, вольноотпущенного Дмитрия Маслова, за 2571 руб. 43 коп. серебром … и заключил с Масловым на законных основаниях 1845 года 5 дня в городе Ставрополе у маклерских делах контракт, из отбранных по сему по рознь от всех 186 домовладельцев села Донской Балки показаний видно: что они сделали это без малейшего с чьей – либо стороны приписаний и каждый домовладелец по возможности и состоянию своему жертвовал на столь благородное дело деньги и провизию …».

Выдавали «деньги… в разное время подрядчику Маслову … под расписки». 12 февраля 1847 года был сделан окончательный вывод в донесении начальнику Кавказской области: «Кавказская палата государственного имущества от 21 истекшего января за № 536 …заключила остановить оное без всяких последствий, так как по исследованию не обнаружено, чтобы в настоящем было допущено какое – либо злоупотребление». Из этого дела следует, что в середине сороковых годов XIX века был «сбор денег на устройство церковных пределов».

Вторая реконструкция церкви была с 1889 по 1894 годы. Еще в 1889 году селяне обратились к губернскому архитектору Кнорру с просьбой о перестройке церкви. Для этого в феврале 1889 года сельское общество заключило договор с подрядчиком из села Воронцово – Александровского уезда Федором Елисеевичем Бессмертным. 20 октября 1890 года на сельском сходе, созванном по распоряжению волостного старшины Андрея Ерошенко в количестве 270 человек из 351 домовладения, имеющих право голоса, решили строить новую церковь.

Губернский архитектор Федор Карлович Кнорре составил план.
Постановили избрать доверенными лицами от села авторитетных крестьян Якова Алексеевича Симонова и Максима Ульяновича Костина, которым решили «поручить ходатайствовать в установленном порядке» о строительстве церкви. Попечителями были Нефед Егорович Ильин и Корней Прокофьевич Кирин, а подрядчиком был оставлен Ф.Е. Бессмертный.

2 апреля архитектор Ф. К. Кнорре освидетельствовал работы по сооружению новой каменной церкви. Мужчины на повозках, запряженных волами и верблюдами, возили из села Бурлацкого ракушечный камень. Обоз тянулся от верхнего моста за селом и до села Сухая Буйвола.

В это время была пристроена трапезная и южный предел, построена колокольня. 5 марта 1893 года в село в очередной раз приезжал Ф. К. Кнорре, который освидетельствовал старую приходскую церковь. В старом здании обвалилась часть штукатурки карниза, а 30 марта 1894 года, обветшавшей от сырости, рухнул карниз, и 10 февраля 1894 года по распоряжению губернского начальства в церкви было запрещено совершать богослужения.

Строили храм дважды. Утром 24 мая 1893 года жители села услышали грохот. Прибежав, они увидели столб белой пыли – купол строящейся церкви обрушился.

27 мая по распоряжению Ставропольского губернатора была создана комиссия под председательством военного инженера Кубанской инженерной дистанции полковника Стаховского. Церковь стали строить заново.

В то время по селу ходила легенда, что когда поднимали на большой купол крест, сотни дюжих мужиков тянули его толстыми веревками. Но крест не двигался. Тогда подрядчик Бессмертный обратился к собравшимся селянам: «Есть ли среди вас снохачи? Если есть, то уйдите». И по одним данным двое, по другим более, мужчин отошли в сторону.

И после этого крест стал постепенно двигаться и вскоре был закреплен на куполе.

25 февраля 1896 года сельский сход, созванный волостным старшиной Тимофеем Васильевым в количестве 330 человек из 480 домохозяев, имевших право голоса, принял решение о переносе в новую церковь из старой иконостаса. Его, как и Царские Врата внутри храма, заказывали за границей для Алексеевской церкви, но иконостас туда не подошел, а поэтому его поставили в Донской Балке.

В этом же году начали роспись церкви и установку иконостаса. Иконостас устанавливал мастер иконописных дел Беляев Василий Алексеевич, а расписывал храм живописец из малой России Умрихин. О нем вспоминают, что он был высокого роста, с тамбовским говором, в лаптях, широкой рубахе, подпоясанной тонкой веревкой. Рисуя иконы, он часто повторял: «Нет правды на земле, только на небесах».

26 июня 1896 году было окончено строительство новой каменной церкви с колокольней, и прихожане стали готовиться к её освящению. Священником в селе в то время был Петр Карагачев, диаконом – Николай Денисов, псаломщиком – Андрей Кудрявцев, а волостным старшиной – Ерошенко.

Зимой, во время сильных снежных бурь, звонил церковный колокол, он был слышен намного верст, «чтобы запоздавшие путники не сбились с пути». Напротив церкви находилась приходская школа с крылечком, а недалеко на месте угла промышленного магазина стояла часовня.

В богоборческие советские годы в 1937 году с купола сельского храма был сброшен большой колокол. Разобрав ограду, оголили двор. Стали разрушаться находящиеся на его территории могилы священников. Церковную сторожку превратили в избу-читальню. С 1937 по август 1942 года церковь была закрыта. Через дорогу был построен чан, который просуществовал до середины 1960 годов.

Ограду церкви разобрали и построили из этого камня пожарную станцию напротив церкви, камень – ракушечник использовали для получения извести, а в здании церковно-приходской школы создали библиотеку.

По одним данным разрушить храм не позволили селяне, но некоторые вспоминают, что положительную роль в этом сыграл действующий в тот период председатель сельсовета Рыков.

В 2003 году правящий архиерей благословил служить в храме отца Лазаря. Священник с энтузиазмом взялся за обустройство прихода. По его просьбе прихожане собрали деньги на новый колокол, а в 2004 году установили его на колокольне.

При отце Лазаре в начале 2000- х годов в храме сделали ремонт. Его оштукатурили, побелили, отремонтировал лестницу на колокольню, выкрасили полы, реставрировали некоторые фрески. Отец Лазарь сам принимал участие в покраске куполов. Купола были выкрашены в голубой цвет с серебряными звездами.

Жители села Донская Балка убеждены, что в их селе нет ничего более красивого, чем храм. Он напоминает им о далеких предках, которые ценили Православие и жили по его принципам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментарии закрыты, но вы можете сделать trackback с вашего сайта.

Комментарии закрыты.

Powered by WordPress | Download Free WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Premium Free WordPress Themes and Free Premium WordPress Themes