Путь к сердцу ребенка

Школьники

Евгения ЖЕРДЕВА
Евангелие говорит нам: «Будьте как дети». Нам, взрослым, многому можно поучиться у малышей: искренности, любознательности, непосредственности. А как быть с умением прощать? Заложено оно в человеческой натуре изначально или его надо воспитывать с детских лет?

Нина Петровна Порублева, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» Шпаковского муниципального района Ставропольского края, четверть века работает с детьми, и кому как не ей знать особенности детского восприятия мира.

– Много поколений учеников прошло перед моими глазами, и я убеждена, что детей нужно побуждать к добру. Причем воспитывать не столько желание просить прощения, сколько умение анализировать поступки. С этого я начинаю работу с каждым новым набором учеников, и сразу видно, в чьей семье обращают внимание на формирование нравственных качеств у ребенка, а где безразлично относятся к душе маленького человека.

О маленьком ослике и глубокой яме

– Когда дети впервые приходят в школу, некоторые из них дерутся, оскорбляют друг друга. А просить прощения трудно – не приучены! Кто-то, может быть, и бросит походя «прости», но после продолжит обижать других. А нужно, чтобы дети задумывались над своими поступками, иначе нормальной учебы, взаимопомощи и дружбы в классе не будет. Недавно один мальчик обозвал другого плохим словом, и я рассказала детям такую историю.

Росло красивое деревце. Неподалеку бегал ослик и вдруг ударился о ствол деревца, да так сильно, что искры из глаз посыпались. Ох, и рассердился же он! Побежал на реку к бобру и говорит: «Пойди, разгрызи своими острыми зубами это деревце!» Бобер удивился: «Зачем, оно же такое красивое?» – «Я стукнулся об него!» – «Но если я уничтожу деревце, тогда ты споткнешься о пень!» Осел настаивал: «Тогда и пень убери!» – «Но если я выкорчую пень, ты упадешь в яму!» Так и в нашей жизни. Бесполезно причинять друг другу боль: прежде всего, это навредит самому обидчику. И чтобы этого не случилось, нужно просить друг у друга прощения.

Выслушав эту небольшую сказку, ребята поговорили друг с другом и помирились.

Но чаще я стараюсь не выносить чей-то конфликт на обсуждение класса, просто говорю агрессивно настроенным ребятам: отойдите в сторонку, поговорите, потом скажите мне свое решение. Бывает, что после этого они быстро мирятся: «Нина Петровна, мы больше так делать не будем!» И улыбаются. Если же категорично заявляют: «Не прощу!», не настаиваю: так решил, ну и хорошо. Смотрю: день прошел, второй, ребенок успокаивается, а на третий день недавние враги общаются как ни в чем не бывало.

Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка

– Самое главное в воспитании маленьких детей – пробудить в них желание не совершать плохих поступков. В последнее время с этим трудно: дело в родителях, период взросления которых пришелся на эпоху перестройки. К сожалению, лишь в немногих семьях сохранились высоконравственные устои, основанные на крепких родовых традициях. С большинством детей приходится вести кропотливую индивидуальную работу. Легче становится к концу 4-го класса, когда родители начинают понимать, чего я добиваюсь и как нужно воздействовать на детей для достижения положительного результата. Духовно-нравственное воспитание прослеживается и в преподавании школьных предметов, даже математики. Вот пример задачи: «У Буратино было столько-то яблок. Одно он дал Пьеро, два – Мальвине, сколько яблок у него осталось? А ты бы поделился с друзьями яблоками, конфетами?»

Патриотическое воспитание осуществляется через преподавание рисования, музыки, литературное чтение, русский язык (например, сочинения о Родине). Я убеждена, что главная задача учителей – защитить ребенка от дурного воспитания в семье, от негативного воздействия улицы. Как это сделать? Только лаской и добром. Был в моем классе трудный ребенок: бросал в меня книги, портфель и все, что попадало под руку. Вроде нужно было бы отвечать адекватно: вызывать в школу родителей, ставить вопрос на педсовете. Но пошла я по другому пути, и мы с ним стали строить отношения на основе любви. Сейчас этот мальчик радует успехами, а в школе его просто не узнают.

Все начинается с учителя: пообещала – сделай, сказала – выполни, тогда с полным правом можешь требовать того же в ответ. Необходим личный пример, а также постоянное взаимодействие с родителями. Важно оградить детей от влияния СМИ, договориться, чтобы они проводили у телевизора минимальное время, а за компьютером сидели не более получаса в день. Хороших успехов добиваемся за счет приучения ребенка к постоянному чтению художественной литературы. Стараемся поддерживать преемственность воспитания сотрудничеством с классным руководителем детей, которые переходят из начальной школы в 5-й класс, так как знаем ситуацию в семье, особенности характера каждого ребенка. Радостно, что подросшие дети не забывают: зайдут в класс, обнимут, поздравят с праздником. Когда старшеклассник, не стесняясь, в школьном коридоре спрашивает о самочувствии, это дорогого стоит.

Выпускники Нины Петровны отличаются добротой и способностью сопереживать. Может быть, ей дано находить у ребенка ту заветную струну, которую тронешь – и зазвучит прекрасная мелодия души…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментарии закрыты, но вы можете сделать trackback с вашего сайта.

Комментарии закрыты.

Powered by WordPress | Download Free WordPress Themes | Thanks to Themes Gallery, Premium Free WordPress Themes and Free Premium WordPress Themes